суббота, 7 января 2017 г.

"В Греции весна". Остров Идра: греческий рай Леонарда Коэна



Не каждый уголок планеты может похвастаться тем, что стал вдохновением для одного из величайших музыкантов современности. И у греческого острова Идра (Гидра) повод для гордости есть. Ведь именно он вдохновил Леонарда Коэна на создание песни Bird on a Wire ("Птичка на проводе"), став островом любви и романтики. Вот и Леонард Коэн влюбился в Идру настолько, что купил здесь дом. 

Среди миллионов поклонников, опечаленных уходом Коэна из жизни, были жители греческой Идры. Небольшой остров занимал особое место в сердце культового поэта и музыканта. Эта история началась в 60-х, когда Коэн поселился на Идре со своей подругой Марианной Илен. Взяв гитару, музыкант начал сочинять песню. Вдохновением послужила птичка, сидящая на недавно установленных телефонных проводах. 

  
Владелец одной из таверн вспоминает: "Идра была его пристанищем. У нас в таверне есть отличное вино, и Коэн приходил сюда, чтобы отведать его и поиграть на гитаре".

Коэн описал свою первую встречу с Грецией в интервью 1991 года. В 1960, когда он блуждал по улицам дождливого Лондона, музыкант увидел дверь филиала Банка Греции.

«Я вошел внутрь, увидел загорелого кассира и спросил: "Какая погода в Греции?" В ответ услышал: "В Греции весна!" Два дня спустя я уехал в Грецию»

После посещения Афин Леонард Коэн уехал на Идру. Но он не знал тогда, что переезд на остров станет важнейшим этапом его жизни, и Идра превратится в его собственный маленький рай.


Почувствовав себя на Идре как дома, Коэн сначала арендовал жильё за 14 долларов, а затем купил каменный дом XIX века. Деньги (1500 долларов) достались по завещанию от умершей бабушки. Среди местных Коэн стал известен как "Леонардо" — так по дружески называли его жители Идры. В приобретённом доме не было ни электричества, ни водопровода. Но именно здесь он издал один из поэтических сборников и свой первый роман — пожалуй, одни из самых главных произведений в своей жизни. 

О самой Греции Коэн написал стихи, которые сегодня, сидя на ступенях у его дома, поклонники читают вслух:

Греция — хорошее место,
чтобы смотреть на луну, не так ли?
Ты можешь читать при свете луны,
Ты можешь читать на террасе,
Ты можешь увидеть лицо таким,
Каким видел его, когда был молод

Леонард Коэн возле своего дома на Идре

Веранда в традиционном стиле, несколько комнат и дерево во дворе — всё это Леонард Коэн оставил неизменным. А на третьем этаже оборудовал музыкальную комнату. В письме матери он писал:

"В доме есть огромная терраса с впечатляющим видом на гору. Комнаты просторные и прохладные, с окнами в толстых стенах. Я думаю, дом очень старый, ему не меньше 200 лет. И часто размышляю: сколько поколений моряков жили в нём до меня?

Я живу на холме, и жизнь здесь проходит точно так же, как и сотни лет назад. Целый день слышу крики уличных торговцев"






Дом и остров Идра имели значение для него как для творческой личности: "Благодаря этому дому большие города меня больше не пугают. Я всегда могу вернуться сюда и скрыться", писал Коэн.

Здесь Коэн мог забыть об образе западного человека, задаться вопросами о смысле жизни. Говорят, именно на Идре он впитал ту мудрость, что позже отразилась в песнях и стихотворениях.



Более 15 лет назад Коэн перестал посещать любимую Идру — в силу возраста он уже не мог подниматься по крутым каменным ступеням острова. Но теперь уже его сын Адам считает Идру вторым домом и даже записал здесь альбом.

А стену той самой таверны, где Коэн играл на гитаре и пил вино, до сих пор украшают строки поэмы — музыкант и поэт посвятил её повседневной жизни местных моряков. В его честь неоднократно проводились фестивали, а сейчас дом Коэна стал настоящим местом паломничества для поклонников музыканта.




С 1980-х годов Идра начала превращаться из богемного рая в более эксклюзивный курорт. К тому времени это место было уже не тем, где очередной молодой поэт и музыкант мог бы оказаться, чтобы закончить книгу или написать песню. Идра стал похож на гламурный Капри. Но в последние годы всё больше писателей и художников идут по стопам Коэна, открывая для себя Идру в низкий сезон.