воскресенье, 25 января 2015 г.

Как эффективно выучить иностранный язык: мои проверенные способы


Давно планировала написать пост о лучших способах изучения иностранных языков. И, к слову, получала запросы на эту тему. Поэтому сегодня с радостью поделюсь опытом освоения языков, которые для меня являются самыми эффективными. Определив для себя эти правила, я не только стала увереннее в своём английском, но и самостоятельно изучила (и продолжаю изучать) несколько иностранных языков.



Краткая история моей любви к иностранным языкам


Первым языком, который я начала учить (естественно, после русского), был английский. Хорошо помню уроки в детском саду и свою любимую по тем временам красочную книгу — «Большой словарь Walt Disney». Более серьёзно английский я начала изучать в 5 классе и не расставалась с ним до 2 курса университета. Особых усилий не прилагала: всё давалось легко и запоминалось без зубрёжки.

Но если английский я не выбирала, то, немного повзрослев, уже сделала осознанный выбор в пользу испанского в 11 лет. Думаю, все согласятся, что на нашу любовь к языкам могут повлиять фильмы или музыка. Вот и я испанский полюбила благодаря Наталии Орейро и тонне латиноамериканских сериалов. Их я смотрела без остановки — не успевал закончиться один, я уже сопереживала героям нового. А потом обзавелась самоучителями и знаниями, которые сейчас, спустя 14 лет, до сих пор позволяют мне понимать испанский.



Следующей моей целью стал французский. На него я подсела в 13 лет после просмотра мюзикла «Notre Dame de Paris» — знакомая история для многих любителей французского. И для меня началась эра любви ко всему французскому: я жадно читала литературу, задавшись целью прочитать её в оригинале, переслушала, наверное, всех французских исполнителей и наконец-то в университете взялась за этот язык всерьёз.

Думала, что ни один язык не может быть более мелодичным... до своего знакомства с греческим. Так началась моя любовь к этой стране и языку, которая продолжается и усиливается. Я убеждена, что греческий — основа всех языков. Так и есть, чего уж там!

Итак,

Эффективные способы изучения иностранных языков

Правило 1: Словарный запас — в первую очередь: как лучше запоминать иностранные слова?

Главный вывод, который я сделала, — изучать грамматику бесполезно, пока у вас скудный словарный запас. Никто не заставит малыша строить предложения, если он ещё не говорит элементарных «мама / папа». Поэтому важно понять: ты в любимом иностранном языке такой же неумелый ребёнок. Читая правила и примеры к ним, неизбежно придётся заглядывать в словарь каждую минуту. Задача облегчается, если вы уже имеете определённый словарный запас.



Теперь главное: как лучше формировать свой словарный запас?

  • Чтение иностранной прессы. Ну как «чтение»... Скорее, просмотр иностранного журнала с ручкой в руке. Над каждым словом подписываем значение. Что это даёт? Так мы формируем словарь актуальных для языка слов, тех слов, которые в ходу именно сейчас, а не 100 лет назад.
  • Подстрочный перевод. Спросите, как делать подстрочный перевод, если знания нулевые. Очень просто. У меня сохранилась тетрадь, в которую я записывала свои переводы французских песен. Да, я совершенно не знала каких-то необходимых для перевода нюансов. Но те часы, что я корпела со словарём в руке над распечатанными текстами не прошли даром. Очень скоро я сформировала большой словарный запас просто потому, что поиск значения слова, а затем его запись, позволяет слову остаться в памяти.
  • Карточки. Тоже очень эффективный способ изучения языка. Например, пытаемся запомнить дни недели. Вырезаем карточки: с одной стороны пишем название дня недели, с другой — перевод. Пытаемся перевести и проверяем себя. Не получилось? Откладываем карточки в стопку с названием «Выучить лучше»

Правило 2: Пусть изучения иностранного языка станет второй работой

Как бы ни хотелось, иностранный язык сам не запомнится. Поэтому важно находить время для регулярных занятий. Перед каждым занятием желательно повторять тезисы предыдущего урока. Чем чаще практикуешь язык, тем меньше он хочет выветриваться из головы. 



Правило 3: Начинайте с онлайн курсов

Я давно поняла, что идти на урок без малейших представлений о языке нет смысла. Базовые знания нужно попытаться приобрести самостоятельно, чтобы на занятиях с преподавателем чувствовать себя как рыба в воде. Хотя бы алфавит, дни недели и другие подобные азы можно выучить с помощью онлайн ресурсов и самоучителей.

Правило 4: Изучая грамматику, делайте схемы

У меня есть тетрадь, в которой я расписываю каждый урок схематично. Это действует в любом процессе обучения и никогда не подводит. Зачастую проще вспомнить информацию, взглянув на схему, а не листая учебник в поисках правила. 


Правило 5: Мотивируйте себя

Если любишь язык, особой мотивации не нужно: ты радуешься любой возможности взять книгу в руки. Но бывают ситуации, когда поддерживать мотивацию в себе крайне необходимо. Представляйте, как легко вы будете путешествовать, применяя свои знания, сможете смотреть сериалы без перевода и вообще откроете для себя мир неизведанного.


Правило 6: Запишитесь на курсы с носителем языка

Важное уточнение: с иностранцем, который НЕ говорит по-русски. У меня был такой опыт изучения английского с носителем из Ирландии. Это мотивирует, и ещё как мотивирует! Ты быстро понимаешь, что объясняться на пальцах не получится, включаешь все свои запасы знаний, а произношение как по мановению палочки становится идеальным. Ты просто понимаешь, что это ТЫ обязан делать над собой усилие, а не твой учитель.

Правило 7: Общайтесь с иностранцами, но не опускайте уровень

Язык уходит быстро, если не уделять ему внимание. Я заметила, что общение с иностранцами улучшило мой уровень именно разговорного, а не школьного английского. В лексиконе появилось много повседневных фраз, а не заученных шаблонов. 60% моего успеха в английском — опыт, полученный в процессе общения. Но ещё важно не опускать уровень языка. Не злоупотребляйте общением с теми, кто еле-еле говорит на изучаемом вами языке. Это не дискриминация :) Просто вы тут же начинаете упрощать свою речь, быстро забываете, как грамотно строить предложения, и вообще — всячески подражаете собеседнику, сами того не замечая. Как понимаете, для изучения языка лучше общаться с носителями — нет ничего ценнее.

Правило 8: Слушайте песни и читайте переводы

Одно из самых главных правил, которое меня никогда не подводит. Если песня мне нравится, тут же нахожу перевод. Как правило, в песнях много клише — фраз типа «Я люблю тебя/Ты моя ненаглядная», над которыми мы, как носители, часто смеёмся. А вот как иностранцам нам это помогает. Узнав однажды значение фразы в песне, гарантированно встретишь её где-то и вспомнишь смысл. Так что слушайте песни, много-много песен.

Правило 9: Не проходите мимо вывесок

Если отдыхаете в стране изучаемого языка, дотошно узнавайте значение любого слова, которое часто попадается на глаза. Это приучает к дисциплине и помогает ориентироваться на незнакомых улицах.



Мой опыт изучения языков показал мне: язык — живая система, которая меняется и неизбежно развивается. С иностранными языками жизнь куда интереснее, и те, кто имеет к ним интерес, точно поймут меня. Ничто не доставляет большей радости, чем знания, которые расширяют границы нашего сознания.