среда, 7 ноября 2018 г.

Рембетика: почему этот жанр хотели вычеркнуть из музыкальной истории Греции



Рембетика (или ребетика, ремпетика, греч. ρεμπέτικα) — музыкальный стиль, который часто называют "не просто жанром, а состоянием ума". В нём смешалось всё: традиции, культурные особенности, выражение социальных проблем и фольклорная основа. Отношение к рембетике долгие годы остаётся неоднозначным. Этот жанр пытались запретить и сделать вид, что его никогда не существовало в истории греческой музыки. Но, как мы все знаем, чем больше запретов в сфере культуры, тем выше интерес к "предмету споров".

История рембетики: возникновение и распространение


Жанр рембетика начал свою историю в конце XIX века в городах, где существовала большая греческая община: Смирне, Бурсе, Константинополе. Темой песен чаще всего была тоска по родине и мечты о возвращении с чужбины. Малоазиатская катастрофа в начале 1920-х послужила распространению рембетики на территорию Центральной Греции — сюда вместе с немногочисленными пожитками хлынули потоки беженцев, взявшие с собой и музыкальные традиции. Традиции эти прижились сначала в крупных портовых городах: Салониках, Афинах и Волосе. 

Расцвет рембетики в Греции выпал на 30-е годы. Люди собирались в маленьких кофейнях, где под аккомпанемент щипковых музыкальных инструментов открыто выражали свою боль, ностальгию по прошлому, страхи и надежду.  




Происхождение слова "рембетика" до конца не установлено. Но принято ассоциировать название жанра со словом "рембетис" (скиталец, изгой). Образ жизни типичного рембетиса был, мягко говоря, специфическим: он обязательно носил шляпу и усы, использовал сленговые словечки, был завсегдатаем кафе для низших слоёв общества, в которых курили гашиш, играл в азартные игры и в целом его мораль была отличной от морали большей части греческого общества. Песни рембетики романтизировали воровскую жизнь. Поэтому со временем этот жанр стал символом имморализма. 


Источник фото

Музыка в жанре рембетика исполнялась на инструментах, которые было легко найти и переносить из одной кофейни в другую: баглама, скрипка, гитара, бузуки. Темы песен менялись, но по мере распространения всё чаще сводились к вопросам бедности, классовой борьбы, любви и, конечно, иммиграции. Безработица, смерть, война также служили поводом для написания новых песен. Темы разнообразные, но непременно острые. 


Источник фото


Музыка в изгнании: от отрицания к возрождению


Распространяясь по Греции, рембетика редко исполнялась за пределами специальных заведений. Отношение к ней было неоднозначным, а с установлением диктатуры Метаксаса в 1936 году исполнители и авторы подвергались гонениям и репрессиям. Рембетику подвергли цензуре из-за упоминания запрещённых веществ и нецензурных слов. В послевоенные годы желание закрыть глаза на сам факт существования рембетики никуда не делось: даже в 60-х Илиас Петропулос, известный исследователь жанра, попал в тюрьму после издания книги о рембетике.

Сегодня рембетика — важная часть греческой культуры. Её исполняют в иммигрантских ресторанах США и в греческих тавернах, на фольклорных фестивалях и в крупных концертных залах. 

Рембетика не просто жива: в 2017 году эту музыку внесли в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Большой вклад в возрождение жанра внёс Маркос Вамвакарис — патриарх рембетики. Прожив большую часть жизни под цензурой, он обрёл признание в начале 70-х (в свои последние годы). Во многом возрождение рембетики в тот период связано с протестом против диктатуры Чёрных полковников. 






Сегодня жанр рембетика воплощён в музыке современной Греции. Появляются новые песни, созданные под влиянием классической рембетики с использованием характерных мотивов.


Известные исполнители музыки рембетика


  • Рита Абадзи — уроженка Смирны, чьи виниловые пластинки пользовались невероятной популярностью в середине 30-х.






  • Роза Эскенази — популярнейшая исполнительница рембетики, карьера которой продолжалась с 20-х до 70-х годов. Её манера исполнения считалась аутентичной и оказала влияние на творчество Гликерии и Харис Алексиу.





  • Йоргос Батис — один из пионеров рембетики.



  • Сотирия Беллу — одна из самых известных исполнительниц в послевоенный период.